Шампуни, которые рекомендуются для частого мытья волос, зачастую тоже содержат катионные полимеры. Это вариации на тему „Vidal Sassoon Wash & Go“ и „Express Studio Line“, шампуни „Aldi Mildeen“, „El Vital“, „Finesse“, „Modic“ и некоторые другие. Помимо компонентов, улучшающих блеск и укладку волос, они могут содержать вещества, которые ускоряют высыхание и отталкивают загрязнения (эффект „как с гуся вода“), например силиконы. Салонные шампуни типа „два в одном“ не требуют заключительного ополаскивания кондиционером. Они рассчитаны главным образом на деловых людей и молодёжь — на тех, кто спешит и хочет всегда быть в форме.
Не стоит длительно пользоваться одним и тем же шампунем, даже самым подходящим для вас. Всякий шампунь в той или иной степени подавляет развитие микроорганизмов, живущих на коже головы. Однако через какое-то время кожная микрофлора-микрофауна приспосабливается к новым условиям — примерно как болезнетворные бактерии к часто применяемому антибиотику. Излишнее размножение кожных микроорганизмов провоцирует появление перхоти. Вот почему необходимо время от времени менять шампунь.
Ещё несколько слов можно сказать о других компонентах шампуней, нужных не столько для чистоты и красоты волос, сколько для комфорта и удовольствия. Прежде всего это стабилизаторы пены и загустители. Пена, которую дают ПАВ сами по себе, довольно жидкая и неустойчивая — примерно как у стирального порошка. Чтобы получить густую и обильную пену, не стекающую с волос на глаза, в шампуни добавляют моно— или диэтаноламиды, моноглицериды жирных кислот, алкилполиглюкозиды, водорастворимые эфиры целлюлозы, полиакриловую кислоту и её производные, камеди растительного и бактериального происхождения. Приятную кремообразную консистенцию придают пене белковые гидролизаты.
Прозрачными, почти как вода, выглядят шампуни, содержащие ПАВ с относительно короткими алкильными цепочками. ПАВ в сочетании с моноэтаноламидами, этиленгликольстеаратом создают „перламутровый“ оттенок шампуня.
Красота красотой, но одна из основных современных тенденций в производстве шампуней — набор чисто функциональных составляющих. Лишний компонент в рецептуре — это потенциальный аллерген. Вероятно, вы заметили, что в последние годы реже встречаются густо окрашенные и сильно ароматизированные шампуни, которые были весьма популярными лет десять назад. Теперь редко используют латекс для придания шампуню опалового, „яичного“ или „перламутрового“ вида. Во многих странах законодательно запрещено использовать в шампунях формалин как консервант.
Впрочем, хорошо известно, что аллергеном может оказаться как синтетическое, так и натуральное вещество. Напомним ещё раз, что аллергическая реакция — дело весьма индивидуальное. Здесь лучше руководствоваться не надписями на флаконе, а собственными ощущениями и советами врача.
Шампуни «со слезами».
До сих пор мы приводили в качестве примеров только продукты прославленных западных фирм. А где же отечественные шампуни, где продукция наших ближайших соседей?
К сожалению, в списках кондиционируюших, мягких и придающих объём шампуней нет ни одного русского названия. Нет и в обозримом будущем вряд ли появится. Создание российского конкурента „Johnson & Johnson“ и „L'Oreal“ — сегодня задача скорее невыполнимая, чем трудная. Никому не хочется начинать на пустом месте, вкладывать деньги в лабораторное оборудование и сложнейшие технологии, заново создавать сырьевую базу. Впрочем, всё это не нужно и потребителям: отечественные шампуни берут дешевизной. Далеко не каждый из нас может позволить себе шампунь-кондиционер, но не мыть же голову хозяйственным мылом…
Если ассортимент российских шампуней и сузился по сравнению с доперестроечным периодом, то ненамного. Практически исчезли пеномоющие средства, которые в период всеобщего дефицита были предложены потребителю „для мытья головы и тела“. (Строго говоря, настоящие шампуни для тела — это особая группа препаратов, рецептуры которых сильно отличаются от рецептур шампуней для волос, поэтому одно и то же средство лучше не использовать и в том, и в другом качестве.) Новые, более мелкие фирмы заменили сокративших выпуск и вовсе выбывших традиционных производителей. Формулы отечественных шампуней, как правило, просты — и у карликов, и у крупных производителей, например АО „Свобода“ или АО „Эфирное“.
Некоторые предприятия химического и нефтеперерабатывающего профиля (например, АО „Воскресенские минеральные удобрения“, АО „Куйбышевазот“) наладили выпуск недорогих шампуней на базе стандартных концентратов, получаемых по бартеру, в основном из Китая и Югославии. При этом качество шампуней бывает вполне приличным, а цены более чем доступными. Особенно это относится к шампуням с экстрактами ромашки, календулы, череды, крапивы, алоэ и некоторых других целебных растений. Кстати говоря, само содержание подобных экстрактов в зарубежных шампунях — признак высокого класса продукции и совсем иной уровень цен.
Случается, приличного качества шампуни попадают к нам из стран Восточной Европы. Можно отметить продукцию хорватской фирмы „Плива“ и нескольких фирм, которые образовались с участием западного капитала на базе польской „Поллены“ и венгерской „Каолы“, хорошо знакомых нашему потребителю.
Однако хватает и шампуней с компонентами, полезность которых сомнительна. Как правило, оставляет желать лучшего качество и удобство упаковки. Впрочем, и некоторые зарубежные поставщики, русифицировав надписи на флаконах, „русифицируют“ и дизайн.
Всё в одном флаконе.
В заключение несколько слов об упаковке шампуней. Конечно, кусок мыла проще взять с собой в командировку, чем флакон, который может протечь. Однако шампуни не просто так делаются жидкими — именно поэтому рецептурные возможности у них несравненно больше, чем у мыла. Не случайно в последнее время получили распространение и специальные шампуни для тела. Неудобства, связанные с жидкой сущностью товара, — это проблема для конструкторов и дизайнеров упаковки, и уже предложено несколько изящных её решений: откидывающиеся крышечки в колпачке флакона, дозирующие клапаны.
Но самое главное в дизайне упаковки — это информация. На фирменном флаконе, или на коробочке, или в специальной листовке должно быть описание продукта — состав, основные особенности, рекомендации по применению. Желательно убедиться, что на упаковке присутствует штриховой код, по которому можно идентифицировать страну и фирму-производитель.
Покупая шампунь, обратите внимание на материал, из которого изготовлен флакон. Не стоит поощрять своим выбором производителей, которые, не считаясь с общественным мнением, продолжают поставлять шампунь в таре из неэкологичных, биологически неразлагаемых материалов, выделяющих при сжигании ядовитые вещества, — например, из поливинилхлорида. Во флаконах из этого жёсткого прозрачного полимера поступают в продажу некоторые арабские, болгарские, китайские и украинские шампуни.
Западные фирмы, напротив, беспокоятся о своей „экологически чистой“ репутации. Немецкая фирма „Henkel KGaA“ в порядке эксперимента приступила к выпуску шампуней в упаковке из обработанной особым образом бумаги. А французские шампуни-бальзамы от „Ives Rocher“ продаются во флаконах и в полиэтиленовых пакетиках. Флакон опустел — купи пакетик и снова наполни флакон. И удобно, и платишь во второй раз только за шампунь, без тары, говоря по-нашему. И самое главное — отходов меньше.
На флаконах из утилизируемых материалов обычно имеется круглый знак со светлой и тёмной стрелками либо надпись „please recycle“ — „пожалуйста, выбросите в мусорный ящик для отходов, идущих в переработку“… Русского эквивалента обиходному английскому слову „recycle“ пока не найдено. В России не практикуется сбор и вторичная переработка пластиковой тары — воистину золотое дно для бизнеса. А жаль.
Источник: ladysamara.ru
Фото shutterstock.com