Питательная ценность любой среды, взаимодействующей с клеточными субстанциями, определяется наличием следующих групп ингредиентов:
-макроэлементы (Na, K, Ca, Mg);
-микро-(Cu, Zn, Fe) и ультрамикроэлементы (Сo, Ni и др.);
-аминокислоты (низкомолекулярные пептиды);
-витамины;
-углеводы (глюкоза);
-гормоны (факторы роста);
-липиды.
Теория коллагенового старения основана на том, что с возрастом заметно увеличивается появление «сшивок» в колагеновых волокнах. Этот процесс сопровождается накоплением нерастворимых форм коллагена. При накоплении сшивок в молекуле коллагена в определенный момент коллогеназа (фермент, способствующий расщеплению коллагена) может потерять способность "узнавать" саму молекулу коллагена и реагировать с ним.
Как показывают исследования, сшитый (нерастворимый) коллаген является устойчивым по отношению к коллагеназе, а измеряя количество коллагена, не реагирующего с собственной коллагеназой организма, можно определять возраст человека.
Коллагеновый матрикс кожи (тугор) становится все более жестким, что приводит к снижению эластичности кожи и появлению морщин. Жесткий коллаген накапливается в коже, неотвратимо способствуя проявлениям ее старения. Оставшиеся без изменения коллагеновые фрагменты или фрагменты, количество сшивок в которых оказалось недостаточным для того, чтобы заблокировать разрушение коллагена, продолжают участвовать в циклическом равновесном процессе, приводя к появлению новых "молодых" коллагеновых структур.
Было доказано существование механизма регулировки синтеза коллагеновых предшественников фибробластами кожи. В противном случае мы должны были неизбежно столкнуться с явлением избыточной коллагенизации структур кожи.
Доказано, что суммарное количество коллагена в единице объема кожи в течение всей жизни человека постоянно. Исходя из этого можно поставить под сомнение необходимость использования и полезность косметических препаратов, содержащих в своем составе ингредиенты коллагеновой природы.
Допустим, мы используем кремовую композицию, содержащую коллаген, извлекаемый из соединительной ткани или хрящей молодых животных. Естественно полагать, что молекулы такого коллагена практически не имеют внутри- и межмолекулярных сшивок и поэтому достаточно эластичны. Очевидным результатом нанесения такого крема на поверхность кожи окажется сиюминутное повышение ее эластичности, поскольку такой коллаген не способен проникать в кожу из-за своего значительного молекулярного веса.
Совершенно иная ситуация возникает при использовании коллагеновых веществ с низкими молекулярными массами (до 100 кDa). Обладая способностью проникать вглубь кожи, они затрагивают более глубокие слои. Однако их появление в межклеточном пространстве, где происходит синтез и деструкция коллагеновых волокон, способно отвлекать на себя этот процесс, что приводит к снижению уровня взаимодействия с собственным коллагеновым матриксом. Такой процесс торможения увеличивает вероятность образования внутри- и межмолекулярных сшивок коллагена. Все это неотвратимо ведет к ускорению старения кожи.
Таким образом, использование кремовых композиций, содержащих коллагеновые фрагменты, даже способные преодолевать трансэпидермальный барьер, при кажущейся сиюминутной полезности, может иметь отрицательные последствия, ускоряя процессы старения коллагеновых структур кожи.
Отмечается также негативная роль глицерина при его взаимодействии с каллогеном. Входящий в состав глицерина или же образующийся из глицерина при комнатной температуре акролеин даже в микроколичествах может разрушать коллагеновые волокна, увеличивая количество сшивок в коллагеновых волокнах.
Компоненты отдушек (perfume, frangrance), являясь ингредиентами косметических средств и обладая обычно малыми молекулярными массами, они легко проникают в кожу. В процессе исследования выяснилось, что большинство оказывают разрушительное действие на коллаген Здесь блокируется (ингибируется) активность коллагеназы, что увеличивает время жизни коллагеновой нити и, тем самым увеличивает вероятность протекания сшивок), а значит, ускоряют процесс старения кожи.