Прически - зеркало эпохи
- В прическах проявляются модные направления эпохи. Давно было известно, что волосы могут скрыть недостатки лица и подчеркнуть его выразительность. Многие прически стали историческими символами: бритые черепа жрецов Древнего Египта, открытый лоб и ниспадающие локоны красавиц Возрождения, высокая прическа "Мария Антуанетта", аккуратные парики английских судей, косы китайцев, бороды восточных купцов.
Родина косметики
Косметическое искусство Европы начинается с Древней Греции, где регулярно проводились конкурсы красоты в честь богини Деметры. Появились косметы - рабы, работающие над снадобьями для "парикмахерских услуг". Им было знакомо искусство завивки волос на железный стержень, а для сохранения причесок греческие модницы носили сеточки. Мы любуемся сегодня на златокудрых Фебов и белокурых нимф. А ведь греки не были светловолосыми, их отличала чернявость и смуглость. Но древних греков некогда поразила красота белокурых европейских рабынь, и они изобрели золотые порошки, которыми покрывали волосы. Внутрь тугих кудрей они укладывали пакетики жира с "оттушками". На солнце жир, естественно, подтаивал и источал "дивные" благовония. Но мода...Средневековье и Возрождение
Мода Византии "спрятала" женские волосы под головными уборами. В Средневековье возник культ женской невероятно высокой шапки как важного элемента украшения. С непокрытой головой, на которой волосы укладывались тугими валиками над висками, можно было появляться только девушкам. Возрождение "открыло" волосы. Прическа: два больших валика в виде сердца и распущенные концы - дополнялась шляпкой без полей или маленькой сеткой из жемчуга. Возрождение обожествляло женские лица, в каждом подчеркивался "образ лика" - прически открывали лоб, акцентируя овал нежного лица.Парикмахеры Ренессанса переняли опыт эпиляции "времен Клеопатры". Нежелательные волоски с лица удалялись при помощи мазей из жира и древесных смол. Иногда они опалялись небольшим горящим фитилем или выдергивались шелковой ниткой.
Франция - законодательница моды
В конце XVI века моду на прически диктовала Испания, которая изобрела украшенный волосами высокий головной убор без полей. С легкой руки Марии Стюарт высокие прически "перекинулись" на Европу. В период барокко XVII века законодательницей моды становится Франция, повсеместно утвердив воздушные женские локоны вдоль щек. Пышные прически XVIII века отличались небывалыми размерами, замысловатостью и обилием украшений. Своих волос на грандиозные "постройки" причесок, в которых возвышались замки, блестели пруды и плавали лебеди, не хватает, и в моду входят парики. В это время в Париже открывается Академия парикмахерского искусства, а положение парикмахера, манипулирующего большим количеством волос, шиньонов и накладных кос, приравнивается к статусу художника.Сложные прически, не разбираемые неделями, сооружали несколько часов, и чтобы они не разрушались, волосы пудрили и мазали помадами. Они доставляли немало хлопот их владелицам. Во Франции даже был придуман специальный механизм, позволявший "складывать" прическу, когда дама садилась в карету. Чтобы не смять прическу во время сна, русские щеголихи спали на специальных валиках, которые подкладывали под шею; европейские дамы почивали полусидя, а японские красавицы отдыхали, приклонив головки на деревянные или фарфоровые подголовники.
Классицизм последней четверти XVIII века подражал древнегреческим образцам - головки дам украшали ниспадающие пряди, которые закалывались шпилькой или булавкой. Длинные волосы уступают место локонам до плеч. Произошел отказ от фальшивых волос, но пудреные прически еще сохраняются.
Мыть или не мыть
Сейчас нам трудно это представить с точки зрения гигиенических норм, но мыть голову вплоть до начала XX века считалось вредным и даже опасным. Считалось, что частое мытье вызывает болезни. Но за чистотой следили, использовали сухие порошки и очищающие масла. Было и средство для "рощения" волос - макасар, который привозили с островов южных морей. Оно считалось полезным и имело красноватую окраску. Чтобы защищать обивку мебели, появились занавески, накидки, которые назывались антимакасарами.Самым распространенным способом мытья волос был сухой метод. По волосам распределялась пудра. Кожа головы массировалась придавливающими движениями. Жирную голову массировали пальцами, опущенными в тальк, сухую - руками, смоченными жиром. Затем пудра с поглощенным жиром и грязью удалялась расчесыванием свинцовым гребешком. Иногда загрязненные волосы протирали тампоном, смоченным спиртом или одеколоном. Как первый пенообразующий препарат применялись желтки яиц, взбитые в воде. Мыли также волосы ромашкой, серой и дегтем, но не чаще одного раза в месяц.
Российские секреты
Замужние женщины на Руси издревле полностью закрывали волосы. Нарушившие добрачные нормы поведения девушки лишались права на девичий убор, но не могли носить и убор, полагавшийся замужним женщинам. Появиться же с непокрытыми волосами считалось предосудительным. Отсюда выражение "опростоволоситься" - совершить неприличный поступок.Молодые женщины XIX века носили чепцы с утра до вечернего выезда в театр, на бал или прием. Для выходов существовали иные головные уборы. Лишь пожилые матроны появлялись на балах в нарядных чепцах, отделанных лентами, кружевами и цветами. Чепцы надевали сразу, как выходили замуж - это могло быть и в 15, и в 16 лет. Пушкин рисовал своих незамужних приятельниц в чепцах. Они радовались этому как хорошему предзнаменованию - скоро выйти замуж. Обычай закрывать волосы при вступлении в брак оказался в России очень устойчивым.
Тюрбан или чалма
Мода на тюрбан пришла в городскую Россию после приезда французской писательницы Жермены де Сталь, бежавшей от преследований наполеоновского правительства. Накануне войны 1812 года ее встречали с большим патриотическим сочувствием. Женщины так часто позировали в тюрбанах "а ля де Сталь", что складывается впечатление, будто он являлся главным головным убором. В действительности, дамы надевали тюрбаны, береты или токи только для выездов в свет. Кстати, тюрбан не потерял своей актуальности, он просто сменил название и известен как чалма.Красить или не красить?
Эпоха ампира вернула женским прическам каскады локонов - спиральных, круглых и плоских. В моду вошла романтическая бледность ундин с горящими глазами. Дамы уже не наводили румянец, а, напротив, рисовали голубые прожилки на висках, чтобы оттенить нежность кожи. Прозрачность "облика" подчеркивали темные волосы, и женщины... стали брюнетками. В России преобладали природные блондинки и русоволосые. Романтический же идеал требовал темных, блестящих, словно лакированная крышка рояля, волос. Как женщины XVIII века стремились к "запудренной" седине, так дамы начала XIX столетия начинают чернить волосы. Красители, конечно, были натуральные. Один из них - настой из кожуры молодого грецкого ореха, который давал черный цвет. Пользоваться этим едким средством надо было умеючи. Орехом окрашивали нити ковров. И если положить руку на старинный ковер, то можно почувствовать, что там, где был черный элемент рисунка, ковер "провалился" - эти нити разъела краска. Специалисты выдерживали пропорции в окраске волос. Волосы натирали маслами - они приобретали блеск и несколько темнели.В середине XIX века в моду входят блондинки. Белокурые волосы становятся приметой аристократического происхождения. Мода на блондинок связана с женой французского короля Луи Филиппа - светловолосой императрицей Евгенией. Ее роскошные белокурые волосы были идеалом для подражания. И тогда-то впервые были придуманы осветлители на основе перекиси водорода.
Хотя волосы осветляли и раньше. В Венеции эпохи Возрождения использовали жестокий способ: волосы смазывали жировыми составами, затем их раскладывали по полям шляпы, не имеющей головки, но закрывающей полями лицо. Венецианки часами сидели на крышах палаццо. Под воздействием солнца наступала химическая реакция, и волосы выгорали. Так появился золотистый оттенок "тициан" - цвет волос кающейся Марии Магдалины.
Парикмахерская революция
Несмотря на то, что первые салоны в России открывали французы, а модные журналы XIX столетия перепечатывали французские советы, русские парикмахеры пользовались международным признанием. На парижских конкурсах они получали заслуженные награды, а в 1890 году один из русских участников был отмечен Почетным дипломом заслуженного профессора парикмахерского искусства.Парикмахерский переворот произошел в начале ХХ века: во Франции была изобретена завивка волос щипцами, в Германии впервые был выполнен перманент. Появились первые химические красители и осветлители волос. Эти нововведения позволяли укладывать короткие волосы, которые быстро вошли в моду в 20-х годах с появлением кинематографа. Женщины делали себе прически под Грету Гарбо и Марлен Дитрих.
В 40-е годы женские прически стали делать из волос, длина которых достигала плеч: надо лбом укладывали небольшие объемные валики в виде чуба. Модными стали тонкие сеточки под цвет волос, сохраняющие прически. Почтенные дамы носили пучки, закрепленные шпильками. Чуть позже Брижит Бардо вводит новую прическу -"конский хвост". Но ни один период не совмещал такое разнообразие стилей, как конец XX и начало XXI столетий, когда в популярности соревнуются короткие и длинные волосы, разнообразные цвета, прически самых разных стилей: классического, спортивно-делового, романтического и даже фольклорного.
Елена ФОКИНА «Женское здоровье»
Источник: "Женское здоровье"