То, что Самсон носил не просто длинные волосы, но именно косы, мы узнаем из истории коварства Далиды. Вот что говорится в книге Судей: "И усыпила его Далида на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его". После этого филистимлянам удалось схватить силача, ослепить его и увести в плен.
Сами по себе длинные волосы считались украшением, что отличает иудеев, греков и древние народы Ближнего Востока от египтян, бривших головы, но также употреблявших парики в виде косичек. О последнем упоминает и "отец истории" Геродот.
Популярная сегодня прическа "дреды" (тоже, в сущности, косы) в своем символизме восходит к Библии. Субкультура расты, сделавшая ее популярной, считает, что африканцы должны вернуться из рабства в плену у белых людей в свою исконную Землю, "Сион", располагающийся в Эфиопии. Именно африканцы окажутся избранным Богом народом. Прическа "дреды" напоминает гриву льва, африканского символа и одновременно герба колена иудейского, к которому принадлежали цари Давид и Соломон. Эфиопские цари возводили свой род от Соломона и Царицы Савской и имели льва и на своем гербе. Всплывает и аналогия с Самсоном. Длинные косички - символ непокоренного, сильного африканца в противоположность остриженному коротко "рабу". С этой точки зрения, ношение белыми людьми дредов для красоты сродни, ну, например, ношению креста в виде сережки в ухе. Не важно, подражаете ли вы своими дредами Бобу Марли или Кириллу Толмацкому ("ДеЦлу").
Однако, возвращаемся в античность. В Греции и Риме можно видеть сложные прически из кос, благо до нас дошли образцы скульптуры и живописи. О накладных косах упоминает Овидий и ряд других авторов I-II веков н.э. Римские матроны любили высокие каркасные прически с пучками из тонких плоских косичек, уложенных в пучок. Одними из лучших считались светлые волосы, доставляемые в "столицу мира" из Германии. Носили их как женщины, так и мужчины.
В средние века в Западной Европе дамы носили прическу "рыцарские косы", волосы перевивались лентами, могли быть плоскими, в четыре-пять плетешков. Носили косы и в сетках над ушами, прическа напоминала улитку или бараний рог, за что и получила подобное название.
Косы носили во всех странах мира, но для нас она они всегда будут ассоциироваться с Древней Русью. От природы у женщин были густые длинные, светлые волосы, пепельные, льняные или цвета меда. До замужества девушки заплетали волосы в косу, украшая ее на конце лентой или "косником" ("накосником"). Это была дощечка из бересты, расшитая бусинками. Волос не покрывали, прическу дополняла лента или венок.
После замужества волосы заплетали в две височные косы. Существовал обычай накануне свадьбы собираться и под пение печальных песен переплетать одну косу в две. Этот обряд был посвящен прощанию с девичьей свободой. Женская прическа была сделана в виде короны, косы укладывали вокруг головы. покрывали маленькой полотняной шапочкой (повойником).
Замужние женщины не имели право открывать волосы при посторонних мужчинах - только на своей половине, при муже. На Руси существовало выражение "опростоволосить", что значило сорвать покрывало с головы. В поэме Лермонтова красочно рассказано об этом. Молодой опричник нанес оскорбление красавице Алене Дмитриевне, жене купца Калашникова, за что был вызван на кулачный бой и убит.
В это время на Западе дамы эпохи Возрождения стали носить сложные прически, в которых косы были перевиты с локонами и жгутами. Эти прически можно увидеть на многочисленных картинах эпохи Ренессанса. Хорошо видны они на рафаэлевском "Снятии со креста" в галерее Боргезе. У девочек на картине Доменикино "Охота Дианы". Весьма эффектны накладные шиньоны у "Красавицы" Тициана (галерея Питти во Флоренции). Изящное плетение волос представлено и в "Коварстве" Веронезе в Национальной галерее в Лондоне и (просто потрясающе!) у "Марии Магдалины" Баккьякки. Естественно, не стоит путать на картинах косы с завитыми локонами и прядями, также популярными в то время.
Наиболее интересны с точки зрения причесок два варианта "Суда Париса" Рубенса. Прически богинь в них значительно различаются. В "Суде" из музея "Прадо" мы видим Минерву с распущенными волосами, Венеру с кудрями и Юнону с уложенной на затылке косой.
В XVII веке коса далеко не столь распространена. Она появляется у Бернардо Строцци, Орацио Джентилески ("Лютнистка") и изредка у Караваджо. И все же распущенные волосы больше значат для ощущения эпохи (Артемизия Джентилески, скульптуры Бернини, "Аллегория музыки" Сальватора Розы и др.).
С распространением париков коса временно уходит из моды. Однако в эпоху рококо она появляет себя в мужском кругу. На пудреном парике ее у основания перевязывали черной муаровой лентой, конец завивали надо лбом и взбивали кок, создавая при этом тугие букли на висках. Хороша серия картин У.Хогарта "Модный брак" (1740-е гг.), на которой встречаются парики разных типов.
В XIX веке косы возвращаются в женские прически. Накладные косы пучками напускаются на щеки и затылок. В салонах изготовляли постиши, которые позволяли менять прическу в течение дня. Если днем делали прическу более скромной, тo вечером на бал или в театр парикмахеры создавали более сложные с завивкой и косами.
Самым простым и распространенным считали плетение в три плетешка - "русскую косу", но плели и объемные тонкие колосовидные косички, широкие плоские косы в несколько плетешков. Они украшали пучки в дамских прическах. Косы могли быть многоцветными: пряди окрашивали в два или три цвета и переплетали между собой.
В конце ХIХ-начале ХХ века коса встречается не столь часто, может быть потому, что она слишком "народная, здоровая" и не вяжется с декадентским стилем. Так у одного из столпов ар- нуво Климта косы есть лишь в нескольких ранних работах, а потом - раз и все… Косы отсутствуют у Тулуз-Лотрека, их врят ли встретишь и у Моро. Даже ранее прерафаэлиты при своей любви к Средним векам и возрождению предпочитали распущенные волосы. Кос не так много у импрессионистов, кроме разве что Ренуара. У него встречаются и кокетливая косичка с красной ленточкой (девочка-подросток из "Больших купальщиц"), и тяжелая темная распущенная коса ("Коса") и "хвостик" ("На лугу", "Девушки у рояля").
В русской живописи косу лучше других запечатлел Кустодиев. На его полотнах - толстая русская коса, величаво покоящаяся на плече ("Девушка на Волге"). Она доходит до колен (эскиз костюма Варвары к "Грозе" Островского) или залихватски развивается по ветру ("Машка, дочь купеческая"). Поэтому очень интересна акварель "Матрос и милая", на которой - в полную противоположность купчихам и красавицам - представлена женщина с короткой стрижкой.
ХХ век стал временем заката кос. Этнические влияния в среде хиппи и растаманов не меняют общей тенденции. А жаль!
В СССР, правда, популярность косы никогда не терялась, и до 90-х годов огромное число школьниц носили косички (в младших классах - часто две). С распространением Западных женских образов кос стало меньше, и все же коса никогда не уйдет совсем. Она остается по сию пору символом женственности, красоты и стиля, не зависящего от капризов моды.
Ирина Сыромятникова; анализ живописи - Арсений Загуляев.
Источник: Krasota.ru