Особенностью сезона «зима 2003» является то, что на этот раз практически все основные тенденции имеют более или менее явные корни в определенной исторической эпохе. Революционные, сексуальные, романтичные, немного сентиментальные, бесшабашные и одновременно элегантные 1960-е годы покорили своим обаянием большинство кутюрье.
Некоторые из них предлагают весьма откровенные цитаты из эпохи 1960-х. Например, большая часть коллекции Marc Jacobs кажется именно такой - довольно затянутой, хотя и симпатичной – цитатой: с укороченными летними пальто прямого силуэта с рукавом на три четверти и крохотными хлястиками, пастельными оттенками вполне пристойных мини, невинными белейшими блузочками с рукавом-«фонариком». Похожие модели, чуть ли не буквально перенесенные из той поры, составили и коллекцию от Louis Vuitton, что, впрочем, неудивительно – ее создает тоже Марк Джейкобс.
Однако такая прямолинейная стилизация — это только самый очевидный отзвук давно минувшей эпохи. Гораздо интереснее наблюдать, как эхо шестидесятых звучит в самых, казалось бы, современных тенденциях. Ну, например, внезапно ворвавшиеся в моду вещи в панк-стиле — что их-то может связывать с невинностью и сексуальной женственностью шестидесятых? Но так может удивляться лишь человек, весьма приблизительно знающий историю этого периода. Разве не он был наполнен молодежными бунтами? Именно тогда Европу заполонили так называемые «сердитые молодые люди», выбравшие в качестве настоящей униформы пришедшие из-за океана черные джинсы, кожаные куртки с множеством металлических молний, металлические заклепки на самых немыслимых местах. А теперь посмотрим на моду нынешнего сезона - металлические заклепки от Dolce&Gabbana, металлические молнии от Versus и Jil Sander, рваные шелковые платья и перчатки без пальцев от Moschino . Самые настоящие «сердитые молодые люди»!
Но шестидесятые подарили нам не только молодежные бунты, но и другую неожиданную революцию – сексуальную. Естественно, что именно в шестидесятые родилось одно из главных модных изобретений XX века — мини-юбка. Жившая в Англии американка Мэри Куант, считающаяся создателем этого революционного предмета дамского гардероба, даже получала награду в Букингемском дворце в мини-юбке, поправ все каноны светских приличий. И вот теперь именно мини стало, если можно так выразиться, настоящим знаменем грядущей летней моды, как было некогда знаменем свободолюбивым феминисток. И легче, наверное, назвать знаменитые марки, которые отказались в этом сезоне, чем те, которые отдали предпочтение сверхрадикальному мини. Prada, Chanel, Gucci, DKNY, Lanvin, Marni – все они сдались на милость этой одной из самых эротичных дамских вещиц.
Кстати говоря, сексуальность и откровенность шестидесятых годов выражалась не только в мини-юбке. Именно тогда впервые появились вещи в так называемом «транспарантном стиле» от YSL, который еще называли «обнаженной модой». Это были изысканные вещи из прозрачных и полупрозрачных тканей – шелка, шифона, тюля, сетки, батиста. Психологи считают, что в прозрачных тканях выражено минимальное количество агрессии. Возможно, именно этим объясняется возврат кутюрье XXI века к этой тенденции шестидесятых. Ведь за последний год мир пережил немало всплесков агрессии и немало стрессов.
Чем еще знамениты шестидесятые? Конечно же, покорением космоса. И великие кутюрье, которые являются весьма творческими, падкими на все новое людьми, не могли оставить этот прорыв в неведомое без внимание. Pucci писал тогда: «Впервые за всю свою историю человек свободно передвигался в космосе. Высокая мода не может пройти мимо этого события». В итоге появился так называемый «космический» стиль: Курреж представил костюмы из блестящих и серебристых материалов, Карден — первую одежду из пластика, Пако Рабанн — футуристические костюмы из пластика и металла.
Тогда же многие авторы представили модели, в которых в самых разнообразных местах были сделаны разрезы геометрической формы – как символ прорыва человека в космос. И эту идею сегодня с успехом эксплуатируют современные кутюрье. Если разрезы на моделях от Louis Vuitton можно назвать классическими – они просто обнажают живот, то главные хулиганы высокой моды Готье и дуэт Дольче-Габбана изрезали свои творения просто в творческом беспорядке .
Ну, и последнее. Переход женского населения на ношение шорт – это тоже изобретение шестидесятых. Самые аристократические модницы того времени Ли Радзивил, баронесса Ротшильд, Айра фон Фюрстенберг сделали шорты повседневной и даже нарядной одеждой, не стесняясь выходить в них в театры и на светские приемы. Похоже, что пришло время последовать их примеру, поскольку микро-шорты из самых изысканных материалов (атлас, парча, натуральный шелк) сегодня выступают наравне с мини-юбками.
Галина ЮДАХИНА.
Источник: Fashion-monitor.com