В начале мая в нью-йоркском музее “Метрополитен” открылась выставка, посвященная истории дома моды Chanel. В экспозиции представлено более 50 моделей одежды из архивов дома Chanel, Института костюма и лондонского Музея Виктории и Альберта. Среди них работы как самой легендарной Коко, так и нынешнего художественного директора дома — Карла Лагерфельда.
Организаторы рекомендуют начать осмотр выставки с зала, где представлены революционные модели, созданные Габриэль Шанель в 1920-е гг. Здесь на манекенах красуются знаменитые маленькие трикотажные платья, которые стали символом стиля Chanel и в свое время перевернули представления о женской моде. В те годы трикотаж использовали исключительно для пошива мужского нижнего белья и никому даже в голову не приходило, что из этого скромного недорогого материала можно создать элегантное женское платье.
Кроме трикотажа, Шанель смело ввела в женский гардероб и другие элементы мужской одежды: черные жакеты с белыми манжетами и воротниками, твидовые ткани и рисунки из разноцветных ромбов. “Шанель произвела настоящую революцию в мире моды, — говорит Эндрю Болтон, один из кураторов выставки. — Она легко смешивала разные стили, совмещая роскошь с удивительной простотой. Она буквально перевернула вверх ногами представления той эпохи”.
Именно благодаря Шанель женская одежда обогатилась элементами мужской, и это навсегда изменило дамский гардероб. “В моделях, которые она создавала, четко прослеживалось влияние мужских фасонов. Но наибольшее предпочтение Коко отдавала стилю английского денди XIX в. Ее привлекали его простота и строгость”, — объясняет Болтон.
Сама Коко тоже часто облачалась в мужскую одежду. “Ей нравилось носить свитер, твидовые жакеты и брюки ее возлюбленного. Женщины видели на ней эти вещи и невольно восхищались”, — рассказывает Болтон.
Однако своим клиентам Шанель не предлагала подобных фасонов. По крайней мере, она не считала, что женщина может носить такую одежду каждый день. “Как это ни удивительно, но Коко редко шила брючные костюмы на продажу. Сама она часто надевала пляжные брюки, которые напоминали брюки моряков. Но она не предлагала такие фасоны в качестве повседневной одежды”, — поясняет Болтон.
Действительно, у Коко была своя характерная манера одеваться. И именно этот стиль и постоянное заимствование мужских вещей из гардероба своих возлюбленных помогли ей “создать силуэт современного платья и стиль унисекс”, говорит Болтон.
Со времен Коко Шанель женская мода значительно изменилась, но и в наши дни прекрасная половина человечества продолжает проявлять повышенный интерес к мужскому гардеробу. Например, сотрудники бутика Hermes отмечают, что женщины частенько заглядывают в секцию мужской одежды. А Карл Лагерфельд не только использовал элементы мужского гардероба в трех последних своих коллекциях для женщин, но еще и вывел на сцену мужчин во время показа женских коллекций. Таким образом дизайнер решил заодно познакомить публику с некоторыми моделями своей мужской коллекции. По мнению модельера, в таком совмещении демонстрации женской и мужской одежды нет ничего удивительного. “Я считаю, что представители обоих полов одеваются сегодня во многом одинаково. Все носят джинсы, футболки и пиджаки”, — заявил Лагерфельд в одном из прошлогодних интервью.
Тем не менее современные женщины не всегда довольствуются стилем унисекс. Они не стремятся надевать женские вещи, сшитые в мужском стиле, но хотят носить настоящие мужские вещи, ту одежду, которая изначально предназначалась для представителей сильного пола. “Возможно, это прозвучит несколько странно, но примерно 5% женщин, которые приходят в мужскую секцию нашего магазина, покупают вещи именно для себя, — рассказывает Берни Томас, закупщик одежды для мужской секции сети магазинов Browns в Лондоне. — Я даже думал приобрести коллекцию от Dior, которая рассчитана на мужчин небольшого роста. А сейчас мы продаем дамам отдельные принадлежности из обычной мужской коллекции Dior”. Кстати, вещи из серии Dior Homme очень нравятся актрисе Николь Кидман, замечает вскользь Томас и тут же добавляет, что большой популярностью у слабого пола пользуются также мужские жакеты от Balenciaga. “У них изящный покрой, и мы в больших количествах продаем их женщинам. А модели меньшего размера очень хорошо смотрятся на юных девушках”, — говорит он.
Другой известный модельер, Хельмут Ланг, утверждает, что женщинам нравятся мужские вязаные вещи. “У мужских свитеров симпатичные облегающие рукава. Кроме того, женщинам к лицу длина мужского свитера. Подобные вещи хорошо смотрятся и на дамах с маленьким бюстом”, — делится он своими наблюдениями.
А в парижском магазине S. T. Dupont обратили внимание на то, что покупательницы редко приобретают мужскую одежду, адаптированную для женщин. Они неизменно отдают предпочтение настоящим мужским вещам. “S. T. Dupont всегда был мужским брэндом, — говорит художественный директор марки Джейсон Басмаджьян. — Тем не менее наши вещи покупают и женщины. Например, однажды мы выпустили кожаные чемоданы, которые предназначались для представителей обоих полов, но отличались лишь своей раскраской. И все же, как это ни удивительно, многие дамы захотели приобрести именно мужские модели. Женщинам понравилось качество и внешний вид мужских чемоданов, хотя они искали чемоданы небольших размеров”.
А вот еще один пример из недавнего прошлого. S. T. Dupont решил предложить покупательницам зажигалки пастельных тонов. В результате выяснилось, что “женщины, как и прежде, любят мужские вещи небольших размеров, но хотят, чтобы это были настоящие мужские вещи, а не дамская подделка под мужественный стиль. Представительницам слабого пола не приглянулись зажигалки бледно-розовых тонов”, рассказывает Басмаджьян.
То же самое можно сказать и об одежде. “Я никогда не стремился создать женскую линию. Моя коллекция предназначена для мужчин”, — объясняет Басмаджьян. Но такие вещи, как кашемировые, шелковые и хлопчатобумажные шарфы, покупают не только мужчины, но и женщины. Причем дамы приобретают их не в подарок возлюбленным, а для себя. Успехом у слабого пола пользуются также мужские джемперы ручной вязки и, как это ни странно, мужские брюки. “Позапрошлым летом мне позвонили из нашего бутика и спросили: `Можно продать женщине пару льняных брюк с широкими штанинами?` Я ответил: `Конечно. Пусть она покупает все, что хочет`. Я понимал, что брюки надо будет немного ушить, но в целом они должны хорошо смотреться на женской фигуре. А через некоторое время менеджер нашего магазина примерила на себя такие же брюки и позвонила сказать мне, что она их покупает”, — рассказывает Басмаджьян. Немного подумав, он приводит еще один пример: “У меня есть знакомая, которая купила несколько пар мужских брюк и мужские рубашки. Она надевает под брюки высокий каблук и выглядит очень элегантной. Конечно, в ателье ей немного изменили форму брюк. Кроме того, она зашила карманы, после чего силуэт стал более стройным и вытянутым”.
Должно быть, у кого-то возникнет вопрос: зачем покупать и перешивать мужские вещи, если в любом магазине можно найти красивую женскую одежду? “Я думаю, что представительницам прекрасного пола нравится высокое качество мужских вещей. В целом женщины менее привередливы в отношении качества. Они спокойнее реагируют на высокие цены и фривольные тенденции в моде. Однако мужские вещи привлекают их именно потому, что мужская мода более устойчива и консервативна, а качество остается неизменно высоким. Я думаю, что женщин привлекает также простота и строгость фасона”, — высказывает свои мысли Басмаджьян.
А Изабель Эттеджи, художественный директор лондонского магазина Connolly, уверяет, что ее клиентки гораздо чаще покупают мужские плащи, чем женские. И это несмотря на то, что фасоны очень похожи. Впрочем, самой Изабель тоже очень нравятся мужские модели. “У меня такой красивый силуэт в этом плаще. Он довольно длинный, и я в восторге от того, как я в нем выгляжу. А когда к такому плащу надеваешь ремень, то выглядишь очень сексуальной, — говорит она и тут же добавляет: — Вообще-то я часто ношу еще и мужские пиджаки”.
Однако некоторые модельеры подвергают сомнению подобные высказывания. Так, например, бельгийский дизайнер Вероник Бранкино считает, что представительницы прекрасного пола должны носить женские брюки, вместо того чтобы перешивать мужские. “Конечно, в моей женской коллекции есть брюки, на создание которых меня вдохновили мужские фасоны. Но их формы адаптированы к особенностям женской фигуры. Линия брюк кажется прямой, но на талии все равно сделаны вытачки”, — говорит она.
В том же духе высказывается и дизайнер мужской одежды Эрик Райт, который недавно запустил свой собственный лейбл, а до этого создавал коллекции в Fendi. “По своему покрою женский жакет значительно отличается от мужского. У него более мягкие и округлые линии, что создает принципиально другой силуэт. Жакет, сшитый для женщины, рождает иные образы, чем тот, что выкроен для мужчины”, — говорит он.
И все же, несмотря на возражения некоторых модельеров, женщины с удовольствием посещают магазины мужской одежды. Правда, идут они туда не только за покупками. “Во всем мире от Лондона до Токио наши магазины привлекают представительниц прекрасного пола своей необычной атмосферой, — говорит Ян Дебель де Монби, руководитель отдела по связям с прессой компании Dunhill. — Для женщин это шанс проникнуть в святая святых мира мужчин. Здесь все несет на себе отпечаток мужественности”.
“В магазинах мужской одежды другая манера обслуживания, — добавляет к этому Басмаджьян. — Мне кажется, что женщинам нравится, как с ними там обращаются. В мужском магазине не надо выглядеть хорошенькой, тоненькой и безупречной. А потому многие представительницы слабого пола чувствуют себя здесь более раскованно”.
Впрочем, у каждой женщины есть свобода выбора. Она сама решает, какую одежду носить — мужскую или женскую. Однако важно, чтобы гардероб был выдержан в определенном стиле. Коко Шанель как-то сказала: “Мне не нравится, когда люди говорят о фасонах одежды от Chanel. Chanel — это прежде всего стиль. Фасоны входят в моду и выходят из нее. Стиль же остается всегда”.
Эдвина Ингс-Чемберс
Источник: roxo.kiev.ua