РОССИЙСКАЯ КОСМЕТИКА: ЗА И ПРОТИВ

РОССИЙСКАЯ КОСМЕТИКА: ЗА И ПРОТИВ

Татьяна Пучкова, кандидат биологических наук, генеральный директор , компании "Русская косметика":

В таких странах, как Франция, Германия или Италия, у потребителей не возникает вопроса, покупать или не покупать национальную косметику. Их интересует, какую ценовую нишу занимает та или иная марка. В России еще пять лет назад мы постоянно обсуждали качество отечественной косметики и сравнивали ее с импортной. Сейчас, когда крупнейшие западные компании, выпускающие косметику уровня "масс-маркет", стараются производить свою продукцию в России - на той же воде и из того же сырья, что и российские фирмы, острота этой темы исчезла. Отечественным компаниям доступно сырье ведущих мировых производителей. Поэтому сегодня, выбирая марку косметики, можно говорить только о качестве продукта и о том, подходит ли он конкретному типу кожи, а не о стране-производителе. Вопрос патриотизма ушел на второй план.

Конечно, пока еще существуют различия в ассортименте отечественной и западной косметики. Представленная на рынке зарубежная косметика отличается большим разнообразием. Это связано с тем, что до наших производителей еще не дошли некоторые технологии. Но я думаю, что уже примерно через год отечественные компании смогут предложить такой же ассортимент, что и западные.

Ирина Горбунова, дерматокосметолог, заведующая отделением Института красоты:

При выборе любого продукта единственным аргументом за или против может быть его качество. И здесь многие марки российской косметики, например, "Низар", "Ольга Ромашко", "Русская линия", вполне конкурентоспособны. Высокое качество достигается производителями за счет хорошей научно-исследовательской базы. В российских косметических компаниях работают высококвалифицированные специалисты, они проводят серьезные исследования, некоторые из них не имеют аналогов. Главное для нашей косметики, чтобы не тормозилось развитие отечественной науки, а это вопрос только денежных вливаний.

Основная проблема отечественных компаний заключается в нехватке средств на рекламу, в недостаточном умении работать с салонами и дистрибуторами. Потребителей завораживает поток дорогой импортной рекламы, обрушивающийся на них из всех средств массовой информации, и здесь российская косметика, безусловно, проигрывает. Но, хотя в этой области отставание от зарубежных фирм пока очень велико, ситуация со временем должна измениться. Поэтому в будущее российской косметики можно смотреть с оптимизмом.

Анатолии Осипов, кандидат технических наук, директор по производству СП "ЛедаМарк":

Во всем цивилизованном мире вопрос выбора между отечественными импортными товарами в большинстве случаев решается в пользу первого. И дело не в патриотических чувствах, а в обычном трезвом расчете. Н одному здравомыслящему производителю не придет в голову поставлять на прилавки своей страны товар, за который придется краснеть!

С точки зрения многих зарубежных фирм Россия является "страной третьего мира", которой по определению положено пользоваться третьесортной продукцией производства развитых стран капиталистического лагеря. Даже наши бывши партнеры по социалистическому лагерю хорошо усвоили законы капиталистического рынка и нередко поставляют нам расслаивающиеся косметические кремы. А какой размах приобрела подделка косметики производства известных западных фирм! Трудно найти технолога косметического производства, который, положа руку на сердце, мог бы сказать, что он никогда в жизни по заказу разных компаний не создавал, вариант Pantene Pro-V. Вполне допускаю, что бракованной косметики западного производства и ее фальсифицированных собратьев просто не хватит, чтобы удовлетворить гипертрофированную потребность нашего покупателя. Запад также поставляет нам дешевую, невзыскательную продукцию, но с красивым внешним видом и соответствующую нашим тощим кошелькам. При этом из конечной цены такой косметики следует вычесть расходы на рекламу, заработную плату европейских размеров, транспортные расходы и таможенные платежи. Можем ли мы сами сделать такую косметику? Да. Более того, уже делаем. Практически все сырье, используемое в производстве косметики, зарубежного производства. И, поверьте, у косметического предприятия куда больше возможностей распознать некачественное сырье и отказаться от его приобретения, чем у потребителя, купившего баночку с кремом в магазине. Многие наши фабрики установили высококачественное импортное оборудование. Зарубежные поставщики сырья и оборудования готовы бесплатно снабдить любыми рецептурами, которые ничуть не уступают тем, по которым сделана импортная косметика, наводнившая наши прилавки. Работай - не хочу.... В чем же дело? Может быть, качество российской косметики снижает натуральное отечественное сырье, которое мы используем в производстве? Но в том-то и отличие природного сырья от синтетического, что глубокая очистка делает его менее полезным для косметических целей. Чем еще может похвастаться импортная косметика? Экстрактами диковинных растений? Тоже спорное преимущество. Человек лучше переносит косметику, основанную на природных продуктах своего региона. Диковинные тропические виды у нас не растут, поэтому их экстракты в косметических средствах, предназначенных для применения в наших условиях, можно назвать натуральными только условно. Практика показывает, что зачастую именно эти продукты вызывают аллергические реакции.

По таким показателям, как уровень организации производства и санитарный режим на предприятиях, мы уже вплотную приблизились к европейским производителям. А коль скоро это так, стоит серьезно подумать о том, чтобы отказаться от своих предубеждений и при прочих равных условиях (включая цену) выбирать отечественную продукцию. Однако до сих пор речь шла о массовой косметике, а есть еще и элитная, которую можно купить в немногочисленных магазинах класса "люкс" и ценники которой украшают внушительные четырехзначные цифры.

Косметики отечественного производства такого уровня практически нет, как, впрочем, нет и серьезного платежеспособного спроса. Трудно делать прогнозы, но, возникни такой спрос, мы, пожалуй, справились бы и с этой задачей. Во всяком случае, хочется на это надеяться.

Елена Валесян, менеджер по продукции компании Cognis:

В каждой стране косметическая промышленность развивается своим путем и имеет свои особенности. На становление российской косметической школы повлияли французские (парфюмерия) и немецкие (гигиенические средства) традиции. После революции косметическая промышленность развивалась самостоятельно, и влияние зарубежных фирм было минимальным. Это привело к тому, что в данной области постепенно образовался информационный вакуум. Последний учебник для разработчиков косметических средств был выпущен в пятидесятые годы. В России практически нет учебных заведений, выпускающих специалистов косметических производств. Ситуация начала меняться в последнее десятилетие, и в особенности после кризиса 1998 года. Резко начало расти количество российских косметических компаний и объемы выпуска продукции. Активизировали свою деятельность зарубежные поставщики сырья. (Конечно, российские производители с удовольствием работали бы только на отечественном сырье, но многие виды необходимого сырья в России не выпускаются).

Благодаря знакомству с иностранным разработками в российской косметике стали происходить серьезные изменения, и общение со специалистами сырьевых компаний стало одним из наиболее важных источников информации. Кроме того, разработчики косметики посещают специализированные международные выставки по сырью, научные конференции, читают научную литературу и стараются быть в курсе последних тенденций и разработок.

Сегодня российские производители косметики весьма успешно конкурируют с зарубежными компаниями, причем это объясняется не только более низкими ценами, но и возросшим качеством продукции. Ведущие компании внедряют на производстве международные системы качества (ISO 9000 и 9001), поэтому качеству и эффективности сырья специалисты косметических компаний уделяют все больше внимания. Говоря о сырье, по опыту нашей компании могу сказать, что около трех лет назад продавалось в основном только недорогое сырье для производства косметики, и его ассортимент был невелик. Сегодня число продаваемых видов сырья увеличилось на порядок, причем цена уже не является первостепенным критерием. Сейчас у наших разработчиков косметики такой же широкий выбор сырья, как и у их зарубежных коллег. Наблюдается активный интерес к новым продуктам. Это соотносится с тем фактом, что растет качественное и количественное разнообразие косметических продуктов на российском рынке, причем наблюдается тенденция к производству продукции, рассчитанной на более состоятельного потребителя и на стремление составить конкуренцию известным импортным маркам.

Маргарита Егорова, ведущий косметолог компании "Академия научной красоты":

К сожалению, следует признать, что за очень редким исключением российская косметика не идет ни в какое сравнение с импортной. Условия советского, а теперь постсоветского производства были и остаются совершенно непригодными для того, чтобы сделать, например, хорошую эмульсионную основу для кремов. Также, если изготавливать косметику из отечественного сырья, она не может получиться качественной, поскольку само сырье в массе своей не заслуживает даже удовлетворительной оценки. Еще одна проблема, которая существует, конечно, не только в косметической отрасли, это элементарное воровство на производстве. Ни для кого не секрет, что у нас всегда приберут к рукам все, что плохо лежит. В результате даже если оригинальная рецептура была неплохой, потребитель этого никогда не узнает, так как в купленном им креме будет не хватать отдушки или еще какого- нибудь важного ингредиента. Отдельная беда российской косметики - упаковка. Женщине должно быть приятно поставить дома на полочку свои косметические средства. Кроме того, баночки с кремами и лосьонами должны доставлять не только эстетическое наслаждение, но и быть удобными в использовании. Ни одному из этих требований косметика отечественного производства не отвечает. Чтобы российские косметические продукты можно было использовать, их необходимо доводить до ума во всех отношениях, поскольку в том виде, в котором они существуют сейчас, наша косметика не выдерживает никакой конкуренции.

Материал предоставлен журналом "Новости в мире косметики"

косметики производства косметика сырья сырье косметических компании российской