Древний Рим все проблемы переедания решал одним способом – малоаппетитным, но действенным. «Рецепты доктора Блево» - как писал Мопассан. Патриции поделикатнее пользовались гусиным перышком, лопаточкой из слоновой кости или серебряной палочкой. Более бесцеремонные обходились двумя пальцами. И толстяков среди них особенно не водилось – если взглянуть на статуи римских богов и героев, обратите внимание – все они сложены просто божественно.
Темные века и Средневековье с проблемами лишнего веса сталкивались редко. Учитывая вечный дефицит продовольствия, ели всё и чем больше, тем лучше. Жирное мясо, белое сало с розовыми прожилками, истекающий соком бифштекс, аппетитный паштет с золотистой корочкой, сладкий пирог в форме замка Его Величества… Один французский король остался в истории Людовиком Толстым, один английский король отяжелел настолько, что под конец жизни не мог ездить на лошади, но учитывая темп жизни, пищу без сахара, кремов и шоколада и постоянную физическую активность – разжиреть что рыцарям, что сервам обычно не удавалось.
На Руси же с давних времен дородство почиталось признаком довольства, здоровья, успешности и благополучия. Даже слово «добро» означало не только благость, но и имущество, вес. Русские женщины всегда были обильны телом, купцы и бояре гордились друг перед другом обширными чревами – не меньше, чем холеными бородами. И плыли наши красавицы утицами и вышагивали мужи – неспешно и тяжко. Худобу вместе с суетностью занесло сквозняком из окошка, прорубленного Петром. Новые моды требовали босые рыла, кургузые сюртучки, голые плечи у баб и девок, ассамблеи, балы и войны… где уж там телеса холить. Не прошло и ста лет и Пушкин уже воспевает красы тонких станов и стройных ножек.
В Европе первый пик моды на стройность пришелся на последнюю треть19 века. Еще в 1840-е Шарлотта Бронте восхищается обворожительной полнотой английских леди и противопоставляет им свою героиню «худую дурнушку». А уже у О Генри красотки щеголяют тонкими талиями, оставляя обширные формы разжиревшим домохозяйкам.
И наконец, к началу ХХ века полноту стали считать болезнью, требующей лечения. Всевозможные горькие и столовые целебные воды, соли, масла… Знаменитая клиника доктора Лодера, где толстяков заставляли скакать и бегать трусцой, на потеху окрестной публике – откуда, собственно, и взялось русское слово «лодырь». В 1896 году появляются первые средства для похудания – на основе мышьяка, стрихнина, питьевой соды и английской слабительной соли. Эффективность и безопасность этих снадобий очевидна из их состава. Да, со временем в средствах сменились ингредиенты, только польза их для здоровья осталась прежней.
…Но вернемся к теме статьи – калориям. Что такое калория – единица энергии, необходимая, чтобы нагреть 1 литр воды на 1 Ц. Применительно к человеку можно сказать так: источники энергии человеческого организма – белки, жиры и углеводы. При их распаде освобождается затраченная на их создание энергия, которая и используется организмом для жизнедеятельности. Калорийность пищи, выражаясь весьма приблизительно, - то количество литров воды, кое можно вскипятить, если извлечь из ста граммов продукта заключенную в нем энергию. В состоянии полной неподвижности, при комнатной температуре среды, средний человек расходует 1 калорию на 1 кг веса в час. Любая деятельность увеличивает расход энергии. Итого, человеку весом 70 кг, только для поддержания жизни необходимо 1680 калорий в сутки. Если их не поступает извне – организм начинает тратить собственные ресурсы, на чем и основаны все диеты подсчета калорий.
Первым додумался подсчитать калории, заключенные в пище, американский химик Вильбур Этуотер (Wilbur O. Atwater). В 1890 году он «расщепил» еду на отдельные питательные компоненты: белки, жиры и углеводы и измерил калорийную ценность каждой из этих групп. Его идею развил другой американец Рассел Читтенден (Russell Chittenden) – он занялся исчислением не только получаемых, но и расходуемых (на физические упражнения, работу и т.д.) калорий. Идея понравилась, быстро обрела популярность – и у простых граждан и у власть предлежащих. И в начале ХХ века начался повсеместный подсчет калорий. Причем не только в домах у буржуев – до конца 2 мировой войны пайки считали с учетом норм углеводов, жиров и белков на душу иждивенца, рабочего или ребенка. Особенно колоритны в этом смысле были рационы начала 20х годов «усиленные», «урезанные», «особые», «для работников искусства», «умственного труда», «пролетариев», «дефективных интеллектуально» и «дефективных морально» - ценность личности для нового общества измеряли граммами масла и колбасы.
В 1917 вышла книга доктора Лулу Хант Петерс (Lulu Hunt Peters) «Диеты и здоровье с разгадкой калорий». Так что этот год можно считать родоначальником сразу двух революций – в России и в диетологии. Тогда же почтеннейшей публике были представлены первые таблицы подсчета калорий. Но, увы, вскоре тема похудения для мирового сообщества перестала быть актуальной – началась Великая Экономическая Депрессия. И голодные люди тут же захотели видеть на экранах, площадках и сценах женщин пухленьких и аппетитных, вызывающих жизненный оптимизм. Вспомним красоток 30-х – они большегруды, круглощеки, улыбаются яркими ртами и «проблемы» оттопыренных попок и мягких на вид бочков заставляют их только горделивей вилять бедрами – «мы успешны, мы сыты».
Кончились скудные времена, началась и завершилась Вторая Мировая война, мир вздохнул полной грудью… В 1951 году промышленник Тилли Люис (Tillie Lewis) разработал и выпустил на рынок продукты «Tasti–Diet» — лакомства на сахарине вместо сахара. В 1952 году «Ньюсуик» публикует статью «Тучная личность», осуждающую людей с лишним весом, как душевно неустроенных, сексуально неудовлетворенных и психологически неполноценных. И с этого года лозунг «Похудей или проиграешь» начал набирать обороты. Вошли в моду – и не выходят по сю пору – всевозможные средства для похудания, способы сбросить вес, очищение организма, упражнения, тренинги, группы поддержки и клубы анонимных толстушек. Освещение полного спектра всевозможных диет – тема для отдельной статьи. Мы же говорим о калориях.
Подсчет калорийности того или иного продукта стал нормой. На всех этикетках продуктов (а иногда и в ресторанных меню) указывают, сколько энергии на сто грамм веса даст вам эта колбаска, этот диетический йогурт или эта аппетитная шоколадка с кокосами и орехами и натуральной сливочной (о ужас!) помадкой внутри. Если вы ведете войну с лишним весом, то знаете назубок – полчаса смены памперсов малышу – это 150 калорий, полчаса перед телевизором - 30, а полчаса вольной борьбы в постели – почти 300 калорий (так и похудеть недолго). Иногда это вам помогает… Но почему метод не абсолютен? Что может быть проще – подсчитать вход и выход, как в программе бухгалтера, запустить процесс, следить по бумажке – и скидывать жир в свое удовольствие?
Не касаясь психологических аспектов худения (это тоже тема для отдельной беседы), хочется заметить простую вещь – подсчет калорий (что на вход, что на выход) всегда приблизителен. Одни люди могут есть все что угодно при любом распорядке дня – и не поправляться. Другие – от природы обильны телом и никакие диеты не спасают их от излишнего веса. Пример комический и ужасный одновременно – в 1943 году хирург Федор Углов в блокадном Ленинграде удалил сальник и жир с живота пациентке, ведшей тот же образ жизни, что и остальные жители голодающего города, и оставшейся упитанной – женщина стыдилась показываться на глаза людям со своей полнотой. Третьи меняют вес с возрастом – и неоднократно – в зависимости от стрессов, гормональных изменений и т.д. И зависит это от метаболизма – скорости и полноценности усвоения и переработки пищи конкретным организмом. Метаболизм можно усилить или ослабить – природными процессами, ферментами, феромонами, амфетаминами и прочими бромелайнами, всевозможными заболеваниями. Но два разных человека извлекут разное количество энергии из одинаковых порций еды.
И с другой стороны – при подсчете калорий учитывается разложение идеального продукта в идеальных условиях и затраты энергии на физический труд в идеальных условиях же. Если питаться монопродуктами от одного и того же производителя в строгом режиме, проводить все физические нагрузки через фитнесс-зал и не заниматься ничем другим – можно более-менее точно подсчитать оборот калорий. В иных ситуациях – увы. Один продукт может облегчить или утяжелить усвояемость другого, сработать катализатором или, наоборот, помешать полной переработке пищи. Расход энергии на физическую деятельность не учитывает всех побочных процессов – погоды, стрессов, напряжения сил, состояния здоровья. К тому же разный труд требует разной пищи. Обращали внимание – усталые мозги лучше подстегнет шоколадка, после возни в огороде хочется мяса, а после секса – вина и фруктов.
Тщательный и зачастую тщетный подсчет калорий создает у худеющих иллюзию контроля над ситуацией – и не более того. Да, этот метод может быть эффективен и стопроцентно достоверен… в клинике, под контролем специалистов по питанию, с ежедневными анализами, индивидуально подобранным питанием, программой физических нагрузок и косметических процедур… А иначе – реальная диета простраивается исходя из модели сферического коня в вакууме – при практическом воплощении у бедного животного запросто обнаружатся рога, когти, третий глаз и пятая нога разом. Психологический финт – идти к цели вместо того, чтобы до цели дойти.
Впрочем, если таблица калорий вам помогает – на здоровье. Победителей не судят. И успешно вам похудеть!