Из стоящей на столике перед зеркалом пудреницы вместе с облаком тончайшей пыли бело-розового цвета поднимается множество образов. Мы узнаем знакомые по романам тщательно набеленные и кокетливо украшенные мушками лица придворных дам и их галантных кавалеров. От маленькой коробочки веет теплом, старой бабушкиной косметикой и сладким ароматом детства.
Из глубины веков
Судя по литературным источникам и данным археологических исследований, наши предки использовали в качестве пудры самые разные порошки растительного и минерального происхождения. В Египте и Шумере это была красная и желтая охра. Гречанки, а вслед за ними и жительницы Древнего Рима в погоне за красотой изрядно вредили своему здоровью, покрывая кожу слоями свинцовых белил. По свидетельству Овидия, у римлянок в ходу также была намного более безобидная смесь бобовой и пшеничной муки.
Центральное место пудра занимала в арсенале косметических средств восточных красавиц. Показаться на людях с ненабеленным лицом в Китае или Японии для женщины из высшего света было просто немыслимо. Примечательно, что Страна восходящего солнца до появления в 1917 году пудры Rain Bow ("Pадуга") марки Shiseido цветных пудр вообще не знала, японки традиционно пользовались лишь белой. А потому естественная и привычная для Европы идея добавления в порошок цветовых пигментов жительницам островного государства показалась абсолютно неприемлемой. Привыкали к новинке довольно долго, около десяти лет. Однако в некотором смысле японцам повезло – их пудра обладала своими неоспоримыми преимуществами. Она была намного мягче и безопаснее многих европейских аналогов. Дело в том, что производилась она из риса. Некоторые виды этого злака – в частности, длинный белый рис, который используется для приготовления дорогих суши, – при помоле дают гладкие сферические частички. Это обеспечивает сделанной из них косметике особую мягкость при нанесении. Кроме того, рис содержит белок, и изготовленная из него пудра намного меньше сушит кожу, абсорбируя влагу и жир с ее поверхности, чем, например, та, в основе которой минеральные компоненты вроде мела.
В Европе пудра также пришлась ко двору в прямом и переносном смысле. Ведь на протяжении многих веков загар не казался привлекательным. Опаленная лучами солнца кожа была уделом простолюдинов, а ровная, матовая, бархатистая, непременно молочно-белого цвета – не просто считалась красивой, но и указывала на благородство происхождения. И если сегодня несмотря на предостережения врачей многие модницы отправляются за красотой кожи в солярий или на пляж, то еще сто лет назад подобная идея показалась бы абсурдной. Напротив, люди тратили множество сил и средств, чтобы быть «бледнолицыми». Естественно, первым помощником в этом деле становилась пудра. Она покрывала толстым слоем не только лицо, но и руки, шею, зону декольте. Пудрили даже волосы и парики. Из Европы в XVII веке этот обычай проник и в Россию, где окончательно утвердился и получил широкое распространение к веку XVIII. В области косметики это время без преувеличения можно назвать веком безраздельного царствования ее величества Пудры. Объемы ее потребления исчислялись астрономическими цифрами. Например, известно, что в Пруссии в конце XVIII столетия всего за год девять миллионов жителей расходовали девяносто один миллион фунтов этого популярного косметического средства.
Для хранения пудры использовались коробочки, бывшие настоящим произведением ювелирного искусства и вполне достойные ее «царственной особы». Как правило, вместилище стоило значительно дороже содержимого и в отличие от большинства нынешних косметических упаковок не выбрасывалось по его использовании, а заполнялось новой порцией продукта. Пудреницы из фарфора, хрусталя, серебра и золота с цветными эмалями и драгоценными камнями служили настоящим украшением туалетных столиков, причем не только прекрасных дам, но и состоятельных кавалеров.
О мягких и пушистых
Отдельного разговора заслуживают инструменты, которыми этот древнейший косметический продукт наносят на кожу. И речь здесь не только о комфорте – не менее важными оказываются гигиенический и даже психологический аспекты. Сплетенные страусиные перья для припудривания париков и волос ныне не в ходу. Сегодня в коробочках можно встретить кисточки с натуральным или искусственным ворсом, разнообразные спонжи или пуховки. Последние, конечно, прилагаются к пудре рассыпчатой и бывают особенно любимы представительницами прекрасной половины человечества. Пуховки излучают тепло, спокойствие и напоминают дамам мягкую игрушку, которую, взяв однажды в руки, больше не хочется отпускать. Этим иногда пользуются сведущие в психологии продавцы. Им хорошо известно: предлагая покупателю пудру, нужно обязательно показать ему пуховку, она не оставит равнодушной. В результате этот вроде бы чисто функциональный предмет наполняется совершенно новым смыслом и превращается из второстепенного атрибута в важный аксессуар, делающий процесс «общения» с пудрой еще более приятным. Однако пуховка хороша для использования дома, в иных ситуациях специалисты рекомендуют прибегать к помощи кисточек, но не спонжей. Дело в том, что в этих дисках образуется исключительно благоприятная среда для жизнедеятельности бактерий. А слишком частая стирка не только отнимает время, но и быстро приводит сей косметический инструмент в негодность.
Компромисс со временем
Хотя со времен Клеопатры пудре пришлось претерпеть некоторые метаморфозы, она здравствует и поныне, и несмотря на непрерывно растущее число «коллег» по косметическому цеху сдавать свои позиции явно не собирается. Правда, катастрофическая нехватка пространства и времени в современном мире заставила этого «патриарха» косметической индустрии пойти на уступки. Наш динамичный век спрессовал рассыпчатую пудру в компактную и поместил ее в плоские легкие пластиковые коробочки. Такие, разумеется, не идут ни в какое сравнение с драгоценными пудреницами прошлого, но зато прекрасно помещаются в дамскую сумочку. А их содержимое удобно использовать набегу между деловыми переговорами и вечерним свиданием, не опасаясь при этом, что оно рассыплется или перепачкает одежду.
С точки зрения состава пудра проделала долгий эволюционный путь от средства из простой пшеничной или рисовой муки до многоликого наукоемкого продукта. В результате производители предлагают нынче к нашим услугам великое множество пудр. Рассыпчатые, компактные и скатанные в шарики, для лица и тела, с красящими пигментами и корректирующие цвет кожи по оптическим законам при помощи микроскопических призм, защищающие и ухаживающие, с перламутрами, блесками и даже ароматами. И все они без труда находят себе хозяев. Невзирая на популярность "мобильных" косметических средств самые именитые марки продолжают наряду с прочими видами выпускать и старые добрые рассыпчатые пудры в массивных эффектных упаковках. А значит, пудре быть! И стоит ли удивляться? Ведь она, особенно в своей рассыпчатой ипостаси, как никакой иной косметический продукт наполняет жизнь женственностью, роскошью и красотой – вечными человеческими ценностями. И потому пудра была, есть и будет любима – четыре тысячи лет назад, вчера и завтра, на Востоке и на Западе. Недаром китайские мудрецы говорили: «Любоваться красавицей за утренним туалетом лучше после того, как она напудрит лицо».
По материалам журнала «Новости в мире косметики»
Автор: Анастасия Скляренко
Источник: Beautytime.ru