ИМИДЖ КАК ПОНЯТИЕ

ИМИДЖ КАК ПОНЯТИЕ

Что же означает слово "образ"? Обратимся к "Словарю русского языка", например, С.И. Ожегова. Оказывается, в русском языке это слово имеет пять разных значений: 1) вид, облик; 2) представление; 3) в литературе как обобщенное художественное отражение; 4) тип, характер; 5) порядок.

Когда мы сталкиваемся с этим словом, то оно у нас, прежде всего, ассоциируется с "обликом", "видом", поскольку чаще всего употребляется именно в этом значении (поэтому и у С. И. Ожегова это значение на первом месте). Поэтому слово имидж чаще всего употребляют только в значении "внешний вид человека".

Теперь давайте рассмотрим термин "представление".

Для психологов этот термин имеет сугубо узкое значение: психический процесс воображения или припоминания образов, предметов, объектов. А профессор С.И. Ожегов указывает еще на четыре интерпретации. Нет и это не годится, чтобы передать то, что в современном западном (англоязычном) мире вкладывается в понятие "имидж". Это понятие там трактуется следующим образом: когда говорят: " У господина V. такой-то имидж", - то это значит, каким люди видят данного человека, как его оценивают, как они к нему относятся.

Оказывается, что в русском языке все-таки есть такой термин, который трактуется почти так же, как и обсуждаемый нами термин "имидж". Это - "мнение" как суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к чему-нибудь, взгляд на что-нибудь" (С.И. Ожегов).

Если перевести на наш родной язык слово мнение - это думка. Вот как трактуется это слово в "Новому тлумачному словнику української мови" под редакцией Василия Яременко и Оксаны Слипушко: думка - 1) Те, що з" явилось в результаті міркування. 2) Відображення об"єктивної дійсності в поняттях, судженнях, висновках. 3) Те, чим заповнена свідомість. 4) Система переконань поглядів, уявлень. Имидж может быть у какого-то конкретного человека, и мнение может быть о каком-то конкретном человеке; имидж может формироваться на основе данных не только о внешности человека, но и о его психике, и мнение может создаваться как по первому впечатлению, так и на основе оценки характера, темперамента и других характеристик.

Так что эти термины - "имидж" и "мнение" - достаточно близки по своему содержанию. Различие же между ними заключается в следующем. "Имидж" правильнее употреблять в словосочетаниях типа "имидж человека, политика, банкира)", а "мнение" - в словосочетаниях типа "мнение о человеке, политике, банкире)".

Как - то довелось слышать, как один из высокопоставленных чиновников сказал в своем выступлении: "создать о себе имидж". Видно он хотел сказать: "создать себе имидж" или "создать о себе мнение", а получилось... Понятие "имидж" может быть применено не только к человеку, но и организации и стране. А создают имидж фирмы люди, так что каков имидж Украины на Западе (да и на Востоке) - это каков имидж украинцев, имидж людей, представляющих Украину внешнему миру. ( Почему - то мне здесь стало очень грустно).

Так что имидж Вашей фирмы зависит и от Вашего личного имиджа. Верно и обратное утверждение: имидж фирмы влияет на ее сотрудников. Очевидно, конечно, что имидж руководителя фирмы будет в большей мере будет влиять на имидж фирмы, чем имидж какого-либо сотрудника. Хотя, если этот сотрудник имеет дело с клиентами, пусть даже просто отвечает по телефону, то мнение об этом сотруднике вольно или невольно будет распространяться и на мнение о фирме. Например, Вы звоните на фирму и вам отвечают- в одном случае (мягкое и доброжелательное): "Альянс-клуб" слушает Вас", а в другом - только скупо равнодушное "Да-а".

Когда у человека складывается определенное мнение о другом человеке или о каком-то объекте, то это сформированное в сознании или подсознании отношение, как и любое отношение человека к чему-либо, формирует, определяет его готовность действовать применительно к этому объекту (человеку) определенным образом. А на языке психологов такая готовность называется психологической установкой. Значит и сложившееся о Вас мнение окружающих будет определять и их психологическую готовность действовать в отношении вас определенным образом, причем действовать подчас на подсознательном уровне.

Так что, если Вы хотите, чтобы у людей в отношении Вас была готовность действовать каким-то образом, например, разговаривать с Вами почтительно, то надо и соответствующую установку у них сформировать (прошу не путать с установками Кашпировского). А для этого надо, чтобы у них было определенное мнение о Вас.

На чем же основывается это мнение? Во-первых, на полученной о Вас имиджеформирующей информации. По характеру ее получения имиджеформирующая информация подразделяется на прямую и косвенную. Косвенная имиджеформирующая информация - это та информация о Вас, которую человек получает через третьи руки, например как о Вас отзываются Ваши соседи. Сюда же относятся и легенды, слухи, сплетни, анонимки. Слухи наиболее действенными являются в обществе, где имеется низкий уровень доверия к официальной информации, что характерно для тоталитарных режимов, для обществ с низким уровнем гласности.

Прямая имиджеформирующая информация - это та, которую человек получает при непосредственном контакте с Вами. Это информация:
1. О Вашей внешности - одежде, прическе, физических данных (рост, телосложение, осанка...), т.е. габитарный имидж ("габитарный" от "габитус" - лат. Habitus - "внешность").
2. Об особенностях Вашей психики - темперамент, интеллект, характер, а также Ваши установки, мировоззренческие и иные позиции.

Мне приходилось сталкиваться с "имиджмейкерами" или "консультантами по имиджу", которые полагают, что внешность решает все. Согласно их теории, если у Вас подобрана одежда по цвету и фасону, а форма очков соответствует типу лица, то можно считать, что Ваш имидж безупречен. Я ни в коей мере не хочу приуменьшать значение внешности в создании положительного имиджа. Как известно визуальная информация составляет 69%, но эти проценты включают еще и манеру говорить, позу, мимику, жесты, осанку, походку. И все это должно гармонично сочетаться и соответствовать обстоятельствам.

О последнем немного подробнее. Как-то на одной пресс-конференции, посвященной, к сожалению, печальному событию, перед входом в зал всех встречала пресс-секретарь организации. Вот как она выглядела: женщина среднего возраста и умеренной полноты, одета в кожаный костюм белого цвета с черными продольными полосами, белые полусапожки; распущенные волосы выкрашены отдельными прядями: фиолетовыми, голубыми, розовыми; очень яркий маникюр с цветочным узором. Стиль "Watch", как говорят американцы. Но дело в том, что пресс-конференция была посвящена экономическим и социально-психологическим проблемам, связанным с фактическим блокированием деятельности коммерческого банка, руководство организации в этот момент находились в тюрьме, а 500 сотрудников фактически остались без работы...

Несколько слов о жестах. Допустим, для Вас при общении с людьми характерен некий жест или поза, который проявляет какие-то отрицательные стороны Вашей личности. Вы с кем-то беседуете, ведете переговоры, а в это время Ваше подсознание посылает такой "нехороший" сигнал в пространство. Слушающие Вас, воспринимая этот сигнал своим подсознанием, невольно оценивают его как негативный со всеми вытекающими для Вашего имиджа последствиями. Естественно, что этот сигнал посылается Вами "на автопилоте", т.е. автоматически без участия Вашей воли, Вашего сознания. Главное здесь знать, какие сигналы несут негативную имиджеформирующую информацию, чтобы в последствии научиться блокировать ее.

Образ, представляемый нами окружающему миру, не редко воспринимается окружающими, как отражение уровня самооценки. Самооценка – это оценка личностью самого себя, своих возможностей, качества и места среди других людей, т.е. самооценка, регулирует поведение личности. Самооценка - это осознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды. В основе самооценки лежит самосознание, так как на определённой ступени развития самосознание становиться самооценкой. Самосознание - это знание к себе, отношение к этому знанию и как результат отношение к себе и проявляется оно в виде самооценки.

Уровень самооценки сотрудников оказывает огромное влияние на их отношение к работе, а следовательно, и на производительность труда. Мы предполагаем, что имидж руководителя влияет на самооценку подчиненных.

Нами было проведено пилотажное исследование, в результате которого мы получили, следующее: Была установлена прямая зависимость между имиджем руководителя и самооценкой сотрудников. Исследование выявило, что, чем выше оценивался имидж руководителя, тем выше был уровень самооценки подчиненных.
• Наиболее высокие показатели были получены по вопросам о внешнем виде (прическа, одежда);
• Средние в вопросах о манере улыбаться, взгляде, позе;
• Наиболее низкие в вопросах, касающихся темпа речи;

Это можно объяснить тем, что большинство людей визуалы и воспринимают других по внешнему виду. Так, что прежде чем пойти на работу, дискотеку или просто в магазин взгляните на себя в зеркало. Всегда поддерживайте себя в форме, даже в тех случаях когда вы сидите одна дома, а вдруг у вас новый симпатичный сосед которому может понадобится помощь близ живущих людей.

Источник: ln.com.ua

имидж мнение человека информация отношение фирмы самооценки сотрудников