Многие же считают правильным, что взрослый не должен принуждать ребенка подавать кому-то руку. В конце концов, у каждого из нас есть право решать, кого нам хотелось бы приветствовать рукопожатием, а кого нет.
Даже если мать или отец (или воспитатель) твердо убеждены в том, что, убирая руки за спину, ребенок "только" упрямится, именно этот опыт ему необходим в фазе перехода к самостоятельности и уверенности взрослого человека. Никто не сомневается в том, что позднее развитое чувство собственного достоинства облегчит подростку или взрослому соблюдение правил хорошего тона. Представьте себе, что вы, приветствуя человека выше себя ростом, смотрите вверх.
Вы сочли бы это приятным? Вряд ли. Поэтому дружественный жест по отношению к маленькому ребенку - когда взрослый, здороваясь с малышом, сгибает колени и таким образом оказывается на одном с ним уровне. Это не только рождает доверие, но одновременно выражает внимание к ребенку. Ему легче научиться правилам хорошего тона, если в их основе - внимание друг к другу.
Да, а как же домашнее воспитание?" - возможно, спросите вы теперь. "Разве оно больше не нужно? Все долой?" Нет, оно не лишнее, наоборот. Дети учатся путем имитации у окружающих. Где, как не дома, малышей можно познакомить с употреблением слов "пожалуйста" и "спасибо", научить говорить "здравствуйте" или "до свидания", показать, как стучать, если дверь закрыта, как слушать, когда говорят другие или мы сами?
В первые годы жизни закладываются основы добрых человеческих отношений между людьми и фундамент умения дружески общаться. Но все-таки не обходимо в общении, а не по принуждению изучить все милые слова и жесты - они приятны для людей и дают возможность естественно и свободно общаться друг с другом.
Психологи видят опасность в том, что у детей часто воспитывают "слепое" чувство вежливости, из-за чего в дальнейшем они попадают в ситуации, когда им труднее защитить себя. К сожалению, мы должны признать, что не все взрослые хорошо относятся к детям. И это одна из причин, почему рекомендуется втолковывать детям с раннего возраста, чтобы они обращались к чужим людям "фрау Шмидт" и "господин Вольф" вместо того, чтобы говорить всем "тетя" и "дядя", как было принято раньше.
Кроме того, хорошо, если ребенок умеет дружески, но вполне твердо сказать "нет". Это не только лучше защитит детей, пока они маленькие - "нет, я с тобой не пойду, потому что я тебя не знаю!", но и убережет их от многих проблем, когда они станут взрослыми. Многие люди говорят "нет" так неумело, что либо все время идут на какие-либо уступки, страдая от этого, либо отказываются от чего-либо так грубо и оскорбительно, что это действительно нельзя назвать хорошим тоном.
Основа для правил хорошего тона закладывается уже в первые годы жизни, независимо от того, идет ли речь о пользовании столовыми приборами, о корректном соглашении в споре или же оказании дружеской помощи. Ни один учитель танцев не может за одно-два занятия научить основным элементам. И надежды отца, шутливо грозящего указательным пальцем: "Вот, подожди, пойдешь на урок танцев, там они научат тебя манерам", не имеют в этом случае смысла.
В школе танцев могут привить только то, что существует как "приданое" хорошего поведения. Никто не может вдруг превратить хулигана в сказочного принца. Всем, кто уже в раннем возрасте имел возможность общения, легче удается потом применять правила поведенческой игры, причем они ведут себя душевно и с чувством такта, не усматривая в их хороших манерах застывшего этикета без смысла и содержания.
Источник: Lita.ru