Сценка из «семейной жизни». Место действия — крупный универмаг, действующие лица — взбудораженная юная фея и ее деловой жених. Фея, терзаемая агонией выбора, исступленно мечется между платьицем в стиле беби-долл и широченными джинсами. Не в силах определиться Она обращается за советом к Нему. Деловой жених, тщательно изображая искреннюю заинтересованность, решительно указывает на платье. Фея чмокает его в щеку и устремляется к кассе. В руках у нее… джинсы. Может, увлекшись примеркой, она просто пропустила его слова мимо ушей? Или это здоровая реакция мятежной феминистки? Скорее всего, ни то ни другое. «Обычная история! — объясняет продавщица. — Девушки спрашивают мнение своих мужчин только для того, чтобы в итоге сделать все наоборот!»
Истина глаголет устами продавщиц. Да, в поисках «тех самых» джинсов мы способны пробежать марафонскую дистанцию по магазинам. Да, каждое (ну хорошо, почти каждое) утро перед нашим зеркалом разыгрывается драма в 16 действиях (без антракта). И, как выясняется, все это делается отнюдь не ради зрительного удовлетворения самцов. Вернее, очень редко ради них. «Конечно, женщина одевается, чтобы нравиться. Но не обязательно мужчинам, — уверяет психолог Самюель Лепасье. — На самом деле она прихорашивается не для того, чтобы обольстить кого-то конкретно, она хочет выглядеть соблазнительной вообще».
Так кого же мы пытаемся очаровать? Теоретически — самих себя. А на практике — других женщин: соседок, прохожих, друзей, врагов. Неважно кого! Дело в том, что при виде особи того же пола в голове у нас раздается щелчок: «Я ничем не хуже ее»... «Если комплимент по поводу того, как я одета, мне делает девушка, мне это льстит в тысячу раз больше, чем похвала мужчины, — заявляет 26-летняя Анна. — И вообще для меня комплимент парня почему-то всегда звучит подозрительно: я не могу отделаться от мысли, что я одета как-то не так: либо как ночная бабочка, либо как колхозница, или юбка у меня слишком короткая, или декольте слишком откровенное!» Зато воспоминание о завистливом взгляде, который бросила подруга на наше последнее приобретение — туфельки от Marc Jacobs, будет поднимать нам настроение целый день. «Другая женщина выступает в роли зеркала, и мы хотим, чтобы наш соблазнительный вид или элегантный наряд получили одобрение в ее взгляде», — объясняет Самюель Лепасье. Кстати, если заглянуть в Интернет, мы найдем массу тому подтверждений.
В Сети полно блогов, в которых девушки в надежде на похвалу других пользовательниц выставляют себя напоказ в своих лучших нарядах. Там есть масса навороченных сайтов (таких, как thesartorialist.blogspot.com или facehunter.blogspot.com), где охотники за продвинутым имиджем вывешивают фотографии моделей или просто людей с улицы, чей вид запал им в душу, с тем, чтобы все страждущие могли ими вдохновляться. «Всюду и везде тебя постоянно осматривают и оценивают, — сетует 30-летняя Марта. — Теперь, даже чтобы сходить в булочную, приходится одеваться, как на модный показ. С одной стороны, приятно, что на улице стало много хорошо одетых людей, но, с другой стороны, это означает, что в «соревнование» вступает все больше и больше конкурентов, а тягаться со всеми в плане моды ой как не просто!»
Что поделать: как только мы выходим за порог, то чувствуем на себе чужие взгляды и сами инстинктивно начинаем сканировать всех подряд. «Каждое утро я продумываю до мелочей свой образ, но стоит мне выйти из дома, как я натыкаюсь на ультрамодную красотку и понимаю, что катастрофически недотягиваю. Если на мне косуха и обтягивающие брюки, то, как назло, передо мной тут же появляется девушка в суперженственном изящном мини-платье! И каждый раз я кричу (про себя, разумеется): «Да! Это оно! Вот так бы я и хотела выглядеть!» — вздыхает 25-летняя Мария.
Жизнь у нас действительно сложная, ведь всегда хочется именно то, что носит хорошенькая незнакомка, порхающая рядом на улице. Или то, что выбрала девушка из соседней примерочной кабины (моду на эти ряды примерочных известный модельер и, кстати, бывший стилист ELLE Agnes b. ввела явно нам на погибель!). «Попробуйте угадать, кто лучший помощник продавца? Ну конечно же, симпатичная девушка, которая примеряет какую-нибудь вещь на глазах у других покупательниц. После того как она уходит с покупкой, все начинают требовать то же самое!» — рассказывает продавщица одного крупного бутика.
Откуда эта вечная потребность копировать других и примерять на себя одежду соседки? «В этом тоже проявляется эффект зеркала, — рассказывает психолог Самюель Лепасье. — Купить одежду, которую носит ослепительная девушка, значит как бы стать ею, получить часть ее красоты, приобщиться к ее миру, ее успеху». Наверное, этим объясняется невероятный успех коллекции, созданной главной фэшн-иконой современности Кейт Мосс для TopShop, и все новые и новые контракты, которые звезды заключают с производителями недорогой одежды (Кайли Миноуг — с H&M, сестры Пенелопа и Моника Крус — с Mango, Лу Дуайон — с Lee Cooper).
Доктор, а может, нужно расценивать как серьезное отклонение это прискорбное стремление подражать в одежде стилю своей приятельницы или все время сравнивать себя со всеми женщинами, которые встречаются на улице и на работе? Не является ли это симптомом такого опасного заболевания, как «недостаток самоуважения»? «Не обязательно, — отвечает Самюель Лепасье. — Всем нам нужен взгляд со стороны (он только помогает формированию личности). Но, естественно, все зависит от степени вашей зависимости от такого взгляда… Если она чересчур высока, то за этим часто скрывается проблема во взаимоотношениях с матерью, ведь первая соперница — именно она. Если мать смотрела на свою дочь благожелательно, у той, скорее всего, не будет никаких оснований сомневаться в своей привлекательности. Напротив, если мать была излишне критична и скупа на похвалы, это может привести к тому, что у дочери возникнет дефицит уверенности в себе». Психолог Вероника Моральди идет дальше. По ее мнению, красивая одежда — это своеобразный реванш за детские обиды: «В глазах других мы ищем то признание, которое так и не прочли во взгляде своей матери. Но тут есть одна тонкость: мы стараемся одеваться привлекательно не для того, чтобы нравиться всем подряд. Главное — мнение нашей референтной группы, людей, которые похожи на нас самих или на наших кумиров. «Кейт Мосс» вашего квартала плевать хотела на мнение своей соседки, если она еще не доросла до ее прогрессивного стиля». «Ваша одежда — это своего рода послание, которое рассказывает о вас окружающим и указывает на ваше положение в обществе или в некой определенной группе, — подхватывает Флоранс Мюллер, историк моды и преподаватель Французского института моды. — Одежда той или иной марки может играть роль пропуска, который дает вам право на социальное продвижение. В этом случае она становится символом вашей успешности».
Если ваша референтная группа преклоняется только перед товарными знаками лидеров фэшн-рынка, то такое послание выглядит еще более прозрачным: «У меня есть деньги, чтобы купить это кутюрное платье, значит, вы мне — не чета!» Но истинная «снобка», которой никому и ничего не нужно доказывать, выберет что-нибудь не просто шикарное, а известное исключительно посвященным (например, в духе Martin Margiela). Смысл такого послания — вас должны «опознать» только свои… Одежда выполняет роль удостоверения личности, она говорит, кто вы такая, чем занимаетесь, кто ваши друзья. Одним словом: «Я одеваюсь, следовательно, я существую». Или так: «Я одеваюсь, следовательно, я принадлежу к такой-то социальной группе». «Да я лучше умру, чем приду на модный показ на шпильках меньше 12 сантиметров, — признается фэшн-редактор глянцевого журнала. — Хотя для меня это настоящая пытка. Приходится терпеть две недели подряд, а потом весь год носить ортопедическую обувь… Но если ты осмелишься прийти в туфлях на низком каблуке, будь готова к тому, что тебя линчуют!»
Между девушками из одной «тусовки» дух соперничества еще сильнее. «В нашей компании главное — кто первой купит основной тренд сезона, — признается 25-летняя Валерия. — И хотя делается это ради того, чтобы выделиться, в итоге все мы одеваемся примерно одинаково. Но это никого не смущает, наоборот, даже придает нам уверенности…» Однако одинаковость — это еще цветочки, а «ягодка» в том, что одна и та же одежда может передавать окружающим сразу несколько (и порой взаимоисключающих) «посланий». Все зависит от того, на ком эта одежда и кто читает «послание». Что означает какой-нибудь свитер с рисунком Микки-Мауса на девушке старше 10 лет? Для тусовки из центральных районов он посылает сигнал: «Я классная девчонка — и мне все нипочем!» Для других: «Недавно я была в Диснейленде — и там было здорово!» Кто сказал, что одеваться — проще простого?